понедельник, 11 апреля 2011 г.

Про розу и про меня

- Дай мне красную розу, - воскликнул соловей, - и я спою тебе свою лучшую песню!

(О.Уайльд «Соловей и роза»)

Кто-то считает этот цветок слишком пафосным, но я люблю его. Для меня нет иного аромата, настолько близкого мне по духу.
И прежде чем писать об ароматах, которые построены именно на нотах розы, я хочу рассказать вам о том, чем РОЗА является для меня лично.





МОЁ ПЕРВОЕ РОЗОВОЕ МАСЛО:

В детстве родители отправляли меня на каникулы к бабушке и дедушке. У них в спальне было огромное круглое зеркало, под которым на косметическом столике стояли какие-то разноцветные шкатулочки и стеклянные бутылочки. Помню, что на двух из них было очень вкусное название – «косметическое молочко»;-). Но мне дали понять, что это несъедобно…

Так вот… Среди всех этих заманчивых коробочек, шкатулочек и бутылочек мною был обнаружен маленький деревянный флакончик. По виду он напоминал башенку. Сам флакончик был высокий и узкий, а отвинчивающаяся крышечка по форме напоминала купол храма или луковичку. Мне рассказывали, что это «сокровище» мой дедушка когда-то привез из Индии. А внутри хранилась колбочка с чистым розовым маслом. Этот запах просто сводил меня с ума. Я часто открывала флакон и нюхала масло. Запах был очень насыщенный, терпкий и глубокий. И было в нём что-то, что невероятно притягивало меня…

В то время (а было мне лет пять) я представления не имела о том, что роза – это важнейший цветок в парфюмерии. Она вплетена в композиции почти всех существовавших и существующих духов. Розовое масло входит в состав 46 % мужских и 98 % женских ароматов. В наши дни розовое масло считается одним из самых дорогих эфирных масел. Это объясняется тем, что его получают очень затратным способом экстракции. Известно, что для получения 1 мл розового масла используется 5 кг свежих лепестков роз.

Основной аромат розового масла - дымный, низкий, блюзовый, медовый, терпкий. Аромат розового масла сложный, является ароматическим адаптогеном и афродизиаком.
Верхний тон: расплавленного пчелиного воска.
Средний тон: терпкий, цветочный.
Тон жанра (дополнительный): сухой, дымный.
Нижний тон: прозрачный, лёгкий, карамельный.

РОЗА и ТВОРЧЕСТВО:

Как-то так повелось, что после отчетных концертов с хором в Колонном Зале (особенно, если мне давали соло) родители дарили мне розы. Это были мои первые цветы. И уж тем более, первые розы. И я себя в эти моменты чувствовала настоящим артистом! Видимо, с тех пор роза и стала для меня моим личным символом красоты и творчества. Особенно пения.

Как же мне близок традиционный мотив любви соловья к розе. По легенде, когда её срывают, соловей вскрикивает.
Есть и другие версии, рассказывающие о трепетном отношении соловья к розе. О его пении и любви. В любом случае, мне эта тема очень близка, так как роза и пение крепко связаны в моем сознании.


МНОГОЛИКОСТЬ РОЗЫ:

Я люблю дикую розу. Люблю и простой нежный шиповник (они очень и очень близкие родственники), и роскошную садовую бордовую розу-королеву.

Аромат её многолик, так как может быть одновременно:
- строгим и нежным,
-терпким и воздушным,
- бархатным и прозрачным,
- сильным и женственным,
- страстным и романтичным,
- источающим сладость и неприторным,
- простым и благородным.

Если кто-то из вас заинтересуется, можете прочитать замечательную статью о розе в парфюмерии вот в этом чудесном парфюмерном БЛОГЕ
А я дальше буду делиться с вами рассказами о своих любимых «розовых» ароматах. И тем самым продемонстрирую, насколько разным этот цветок может быть.


ВОЗДЕЙСТВИЕ АРОМАТА НА ОРГАНИЗМ:

Розы ценятся не только благодаря своему прекрасному аромату и удивительным по красоте цветам, есть в розах и большая целебная сила. Целебные свойства розы были известны с античных времен. Однако в настоящее время западная медицина мало использует розу, в то время как на Востоке отношение к ней не изменилось. В средние века розой лечили огромное количество заболеваний: нарушения менструального цикла, головную боль, желудочные расстройства, застойные явления в печени, лихорадку (чуму), глазные инфекции и кожные заболевания. С давних времен сохранились многочисленные рецепты лекарств, в состав которых входили сушеные и свежие лепестки и семена роз. Из них изготовляли отвары, соки, пилюли, мази, масла, розовую воду.

На родине Авиценны — в Бухаре — розы входили в состав не только лекарств, но и многих лакомств. Существовали специальные розы для варенья — "мураб-бои гул", готовили сладость «нишалло», в которую добавляли розовую воду—«гулоб». Целебным считалось варенье из роз на меду—"анбаджат".

Я люблю розу за то, что она таинственным образом и успокаивает нервную систему, и тонизирует одновременно!

Основные целебные качества розы в ароматерапии:
- Оказывает общее омолаживающее действие. Повышает эластичность и упругость кожи.
- Успокаивает. Облегчает процесс отхода ко сну и пробуждения.
- Антиоксидант. Обладает радиопротекторным и антиканцерогенным свойством.
- Купирует спазмы сосудов головного мозга, устраняет тошноту, слабость, мигрень, головные боли, головокружения. Оказывает противосклеротическое действие.
- Оптимизирует работу органов кровообращения: нормализует давление, стимулирует коронарное кровообращение, нормализует ритмику и частоту пульса.
- Нормализует работу эндокринных желез.
- Для женщин: восстанавливает здоровый месячный цикл, устраняет ПМС, вагиниты, молочницу и т.д.

РОЗА КАК СИМВОЛ:

Роза - очень сложный символ. Амбивалентна, поскольку символизирует небесное блаженство и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность.
Для меня же в ней нет противоречия, в единстве противоположностей я скорее открываю гармонию и совершенство.

- В Древней Греции роза была посвящена Афродите, богине любви и красоты. По преданию, когда земной возлюбленный Афродиты, прекрасный юноша Адонис был убит диким кабаном во время охоты, безутешная богиня отправилась искать его мёртвое тело. Ступая по камням, она ранила ноги, и капли её крови, падая на землю, превращались в чудесные цветы. С тех пор алая роза традиционно считается символом страстной любви.

- Также роза — символ тайны и молчания. В древности роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa, "под розой", является конфиденциальным.

- У римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.

- У арабов роза — это символ мужской красоты. Забавно, да?;-)

- Роза - символ индивидуализма. Она не любит конкуренции и сохраняется дольше, если стоит в вазе отдельно;-).

- В еврейской каббале Роза — образ единства.

- Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства.

- В Христианстве белая роза — это символ невинности, чистоты и целомудрия. Также красная роза символизирует мученичество и милосердие, а розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения и победы.

- В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Венок из роз — небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад — Новый Иерусалим.

- Вершина поэтического и религиозного символизма розы представлена в финале "Божественной комедии" Данте. В высшем плане неба (Рай XXX—XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой — души праведных, а высший из них — Богоматерь. Конечно же, стоит упомянуть и про молитву Розарием. Также золотая роза- эмблема Папы, означающая также особое папское благословение.

- Роза также символизирует сердце, таинство жизни и божественную гармонию мироздания.

- Дай мне красную розу, - воскликнул соловей, - и я спою тебе свою лучшую песню!

(О.Уайльд «Соловей и роза»)

- Если ты хочешь получить красную розу, - молвил Розовый Куст, -
ты должен сам создать ее из звуков песни при лунном сиянии,
и ты должен обагрить ее кровью сердца.
(О.Уайльд «Соловей и роза»)



1 комментарий: